Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

«Чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят…», - писал Адольф Гитлер в «Майн Кампф», имея в виду методы обмана, которые, по его словам, использовали евреи и марксисты. Эту цитату часто приписывают Йозефу Паулю Геббельсу (правильно «Гёббельс»), но ведь это не меняет сути. Пропаганда была одной из самых важных, эффективных и циничных направлений деятельности Третьего Рейха.

Об исключительной важности пропаганды говорит одно то обстоятельство, что имперское министерство народного просвещения и пропаганды было создано уже в марте 1933 года. Причем Гёббельс пришел на этот пост с должности начальника управления пропаганды НСДАП, которое он возглавил еще в 1930 году.

«Пропаганда вечно должна обращаться только к массе… На деле пропаганда есть средство и поэтому должна рассматриваться не иначе, как с точки зрения цели», - писал будущий фюрер в своей книге в 1926 году (цитата по Энциклопедии Холокоста). Обратим внимание на то, что министерство просвещения и пропаганды не просто объединило эти две, на первый взгляд, несовместимые вещи, но и включило в свою орбиту буквально все аудиовизуальные искусства и средства коммуникации.

У нацистской пропаганды было несколько приоритетов: борьба с иностранными врагами и евреями, реальная и сознательная дискриминация немцев в Польше и Чехословакии, большевики (коммунисты, марксисты, «еврейско-большевистская угроза» и т.д. в зависимости от контекста). Кроме того, особую роль играла военная пропаганда, прежде всего на Восточном фронте, то есть против Советского Союза. Не менее важная роль была у кинематографа, в особенности с целью распространения расового антисемитизма.

«После нападения Германии на Польшу в сентябре 1939 года… нацистский режим использовал пропаганду для внушения немецкому и гражданскому населению идеи, что евреи не только «нечеловеки», но и опасные враги германского Рейха. Нацисты рассчитывали заручиться поддержкой или хотя бы согласием немцев с политикой, направленной на полное выселение евреев с территории Германии», - сообщает Энциклопедия Холокоста.

А когда нацисты приступили к «окончательному решению еврейского вопроса», руководство лагерей смерти заставляло обреченных узников отправлять открытки спасшимся за границей родным, сообщая «о хорошем обхождении с ними и нормальных условиях жизни». Таким иезуитским по своему цинизму способом нацистский режим использовал пропаганду для сокрытия свидетельств уничтожения людей.

Российский историк, исследователь Второй Мировой войны Александр Гогун объясняет успешную «работу» немецкой пропаганды. Во-первых, она осуществлялась достаточно профессионально, «так что немцы верили фюреру и его приближенным». Однако пропаганда, адресованная зарубежным странам, таких больших успехов не имела: «Уму Геббельса было доступно обратиться лишь к немцам, причем командным тоном. Окрики ничуть не были наигранными, но при обращении к чужакам никакого действия не возымели». Хотя автор оговаривается, что на солдат Красной армии воздействие со стороны немцев всё же было довольно сильным (в материале приводятся любопытные цифры).

Во-вторых, важным компонентом пропаганды Рейха был антикоммунизм. Жителям Германии и оккупированных стран рассказывали, что на Восточном фронте «Вермахт дерется с большевистской заразой, которая может поразить всю Европу». Немецким солдатам говорили, что, если они не будут самоотверженно сражаться, «русские придут и разрушат ваши дома». И многие этому верили, опасаясь советизации. Здесь Александр Гогун ставит под сомнение утверждения цитируемых их авторов, которые опровергали успешность немецкой пропаганды в странах Европы.

Еще одно неотъемлемое условие успеха нацистской промывки мозгов – это частичная опора на правду. «Гёббельс редко использовал полную и законченную ложь, предпочитая искажать идеи и извращать факты и делая это с непревзойденным искусством. Обычно в его объяснениях присутствовало некое ядро или хотя бы зерно истины, которое он… умел обернуть множеством слоев интерпретаций, обязательно оставляя себе лазейку для бегства на случай, если его захотят проверить», - утверждают авторы книги «Йозеф Гёббельс. Мефистофель усмехается из прошлого» (московское издание 2000 года).

Известный украинский филолог, журналист и специалист по коммуникациям Георгий Почепцов в своей статье анализирует другие интересные аспекты воздействия нацистской пропаганды. Например, он указывает на использование самых современных на тот момент технологий: кино, громкоговорители, плакаты.

Систематизируя информацию по теме, автор выделяет «точки перехода» идеологии в пропаганду:

- рациональная точка, работающая с потоками знаний: школа, университет, исследовательский институт, что вело к созданию знаний, совмещенных с идеологией

- эмоциональная точка, где рождалось литература и искусство, «начиненные» идеологией

- информационная точка, когда новости создавали и удерживали модель мира, опирающуюся на пропагандистские конструкции

- социальная точка, реализуемая созданием кружков, общественных объединений, которые опирались на пропаганду.

Почепцов цитирует британского историка Киршоу, который выделяет три фактора, способствовавших быстрому распространению мифа о Гитлере:

- банкротство веймарской политической системы стало хорошим фоном для имиджа динамичного, энергичного, моложавого лидера, предлагавшего кардинальную смену направления

- первичная недооценка Гитлера и последовавший затем энтузиазм по поводу его успешных действий внутри страны, что казалось невозможным для недавно появившегося лидера

- Гитлер воплощал уже имевшийся идеологический консенсус, сложившийся на тот момент в стране против левых сил.

Далее киевский эксперт цитирует выступление Йозефа Гёббельса в 1928 году в Высшей политической школе: «Пропаганда абсолютно необходима, даже если она является всего лишь средством достижения цели… Задача умелого пропагандиста состоит в том, чтобы взять то, о чем многие думают, и представить таким образом, чтобы достичь каждого: от образованного до простого человека».

Продолжение следует

Moldova -- blog, Ernest Vardanean
Moldova -- blog, Ernest Vardanean

«Наезд» Эрдогана на Дональда Трампа за признание Голанских высот частью Израиля не прошел незамеченным. На биржевых торгах 22 марта турецкая лира упала на 4%, до 5,7 лиры за один доллар. Но этот эпизод на самом деле имеет отнюдь не политические корни. Все последние месяцы экономисты сообщают о самой крупной с 2009 года рецессии, то есть упадке турецкой экономики. Главной причиной эксперты нынешнего этапа считают, однако, не объективные процессы, а волюнтаризм президента Эрдогана.

И перед тем как перейти к анализу имеющейся в прессе информации, я позволю себе небольшую инсайдерскую цитату. В прошлом году, за месяц до досрочных парламентских и президентских выборов в Турции, у меня был разговор с одним турецким дипломатом. Он признался, что для экономики его страны было бы лучше, если бы вместо Эрдогана президентом стал кандидат от оппозиционной Республиканской Народной партии Мухаррем Индже. Дипломат объяснил это тем, что единоличные решения Эрдогана могут создать проблемы в экономике. Но он сохранил пост президента, и вот они, проблемы.

«Эрдоган дал, Эрдоган взял: такое чувство овладевает сейчас многими турками», - сообщает «Немецкая волна» со ссылкой на газету Die Welt в статье под заголовком «Эрдоган становится разрушителем благосостояния в Турции». По мнению издания, ответственность за обвал экономики в стране в значительной мере несет ее всё более авторитарный президент.

По данным турецкой статистики, в 4-м квартале 2018 года объем ВВП страны сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 2,4%. А итоги 3-го квартала 2018 года после уточнений пришлось пересмотреть в сторону ухудшения: минус составил не 1,1%, а 1,6%. По итогам всего 2018 года экономика выросла на 2,6%, но это лишь благодаря первому полугодию. За 2017 год рост ВВП составил 7,4%. Немецкая пресса напоминает, что после мирового финансового кризиса 2008-2009 годов турецкая экономика росла на 7% в год благодаря массивному притоку капитала и прямых иностранных инвестиций, а также рыночным реформам Эрдогана.

«Однако после попытки военного переворота в 2016 году президент начал, с одной стороны, всеми силами укреплять свою личную власть, а с другой – всячески стимулировать «нездоровый», по выражению издания, экономический рост, чтобы отвлечь тем самым население от нарастающих внутриполитических проблем», - пишет DW.

Издание перечисляет причины нынешней рецессии: «перегрев экономики», резкий рост валютных долгов, попытки урезать независимость Центрального банка, конфликты с США и, как следствие, ускоренное бегство капитала и обвал лиры летом 2018 года. «Глубокий спад турецкой экономики теперь уже неминуем», - говорили в августе прошлого года аналитики «Немецкой волны», и вот начало спада официально подтверждено. Организация экономического сотрудничества и развития сократила прогноз экономического роста на 2019 год до минус 1,8%.

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung констатирует сокращение промышленного производства в Турции в 4-м квартале 2018 года на 6,4%, уровень безработицы в 12,3%, инфляцию почти в 20% и удорожание продуктов питания примерно на 30%. «После того как число зарегистрированных новых автомобилей сократилось в 2018 году на 28%, продажи новых автомобилей [в Турции] в январе 2019 года оказались почти на 60% ниже показателей аналогичного периода прошлого года», - пишет «Немецкая волна» со ссылкой на газету Stuttgarter Zeitung.

Поблагодарю Deutsche Welle за прекрасную информационную подборку по теме и обращусь к информации агентства РБК, которое ссылается на опрос экспертов, проведенный американским Bloomberg. В частности, издание напоминает, что в январе 2018 года за один доллар давали три лиры 80 курушей, а к концу года – уже пять лир 30 курушей. В августе, после резкого ослабления национальной валюты, курс падал до шести лир 90 курушей. То есть средневзвешенный курс турецкой валюты за 2018 год «просел» на 22,3% по сравнению с 2017 годом. В свою очередь, в 2017-м курс снизился на 17,2% по сравнению с 2016-м, а в том году – на 10% в сравнении с 2015 годом.

Из-за падения лиры Центробанк Турции несколько раз поднимал базовую ставку, несмотря на критику со стороны ​Эрдогана, который требовал снизить ее. Сейчас ставка составляет рекордные для Турции 24%, пишет РБК. Ранее аналитики J.P.Morgan Asset Management писали, что Турция в 2018 году попала в «идеальный шторм». Это «букет» из хронического дефицита платежного баланса (внешняя торговля, но не только), статуса чистого импортера энергоносителей и перевода 40% правительственного долга в доллары США.

Издание «Вести – Экономика» обращает внимание на значительный рост безработицы в Турции. В декабре прошлого года этот показатель достиг 13,5%, что почти соответствует показателю кризисного 2009 года (14%). Турецкий статистический институт называет абсолютные цифры количества безработных в декабре 2018 года – 4,3 млн. человек, что на целый миллион больше, чем в декабре 2017-го.

На днях бывший председатель Центрального банка Турции Фатих Озатай предположил, что спад экономики страны может продолжаться более года. «В стране много проблем. Нам нужна корректировка, чтобы добиться роста за счет экспорта, а не внутреннего потребления и развития сектора недвижимости. Этот требует немедленного решения», – цитирует Озатая газета «МК-Турция».

Как сообщает «Регнум», еще более печальный для Турции прогноз озвучило международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s: лира будет неуклонно падать в течение следующих трех лет, а уровень проблемных банковских кредитов в течение следующих 12 месяцев удвоится до 8%. Что ж, ничего удивительного на самом деле нет. В приведенных ниже ссылках есть масса информации на тему «экспериментов» Эрдогана с турецкой демократией и экономикой. Как минимум последние три годы эксперты предупреждали, что стремление к «султанату» ничего хорошего Турции не сулит.

Часть 1

Часть 2

Турция в сирийской игре. Часть 1 / Часть 2

Читайте также:

Турция – США: проблемы всё серьезнее. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Большой ракетный торг Эрдогана

Уж в кресло невтерпёж, или Куй железо, не отходя от кассы

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье

Эхо Лозанны или предвестник Севра? О новом греко-турецком конфликте

Такой далекий Ближний Восток. Турция ссорится со всеми

Бесплатный Африн в сирийской мышеловке. Часть 1 / Часть 2

Итоги 2017 года. Черные тучи над Белым дворцом. Часть 1 / Часть 2

Мишени, визы, лиры. Турция и США продолжают ссориться. Часть 1 / Часть 2

Россия и Турция объединяют усилия против Атлантики? Часть 1 / Часть 2

«Новая Турция»: закат демократии и сильной экономики

Новый турецкий курс – дрейф или блеф?

Пиррова победа падишаха, или Вторая смерть Кемаля. Часть 1 / Часть 2

На пути к султанату. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

В жерновах контрреволюции, или Особенности репрессивной демократии. Часть 1 / Часть 2

Верю – не верю. Послесловие к «перевороту» в Турции

Последний триумф султана

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG