Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Сирийский фактор отнюдь не единственный раздражитель в отношениях между Турцией и США. Если брать шире – отношения между Турцией и Западом, то негативный фон только усилится. Это и настойчивость Анкары в приобретении российских зенитно-ракетных комплексов С-400 вопреки возражениям США, и ответное нежелание американцев продавать туркам истребители, и продолжающиеся аресты граждан страны, подозреваемых в связях с «террористической» организацией Гюлена, и связанное с этим значительное ухудшение ситуации с правами человека.

С другой стороны, в Турции есть внутренний контекст, который диктует свою логику действий, но в сущности только усложняет картину. Во-первых, 31 марта в стране пройдут всеобщие местные выборы, где правящая Партия справедливости и развития надеется повторить прошлогодний успех. Если он будет достигнут, в Турции установится монополия одной партии (а по сути – одного человека) на всех уровнях власти. Во-вторых, страна всё глубже погружается в рецессию, инфляция и безработица растут, а лира продолжает обесцениваться.

Если начинать с внешнеполитических вопросов, нужно упомянуть проведение на прошлой неделе совместных военно-морских учений России и Турции, что на фоне непростых отношений Анкары с Вашингтоном выглядит просто издевательством над американцами. «Проведение российско-турецких совместных военных учений является сигналом как для Запада, так и для того региона Ближнего Востока, в котором сотрудничают обе стороны», – заявил Заур Гасимов, стамбульский аналитик Фонда Макса Вебера. Эксперт указывает и на то обстоятельство, что местом проведения учений было выбрано Черное море – «центр напряженности между НАТО и российскими военными».

«Это еще одно подтверждение тому, что Турция ведет себя странно для члена НАТО. Почти все считают, что она является членом альянса только на бумаге, – цитирует политолога Чингиза Актара «Голос Америки». – И насколько успешными оказались усилия Москвы по отрыву Турции от НАТО». «Эта тенденция далека от того, чтобы ее считать временной или тактической. Это долгосрочная стратегия России», – считает эксперт.

А Гасимов добавляет, что Москва спешит воспользоваться напряженностью между Анкарой и Вашингтоном. «Беспрецедентное улучшение турецко-российского сотрудничества в настоящее время следует рассматривать в контексте беспрецедентного обострения отношений между Анкарой и Вашингтоном», – сказал Заур Гасимов.

Напомню, что в сентябре 2017 года Россия и Турция заключили контракт на поставку четырех дивизионов С-400 на сумму 2,5 млрд. долларов. И чем сильнее США требовали (и требуют) от турок отменить эту сделку, тем быстрее она реализуется. Так, первая часть товара поступит в турецкие войска ПВО уже в июле 2019 года, хотя должна была прийти в марте 2020 года.

Более того, Эрдоган не исключил возможности совместного производства С-400, а потом покупки еще и систем С-500. Чего в этом больше: реального интереса или желания подразнить американцев, пока непонятно. «По С-400 дело сделано, пути назад ни в коем случае быть не может. Мы договорились с русскими, мы начнем совместное производство, может быть, после С-400 мы дойдем до С-500», - сообщает агентство Anadolu со ссылкой на турецкого президента.

Между тем, ответ американцев заключается не только в предупреждениях. Президент Соединенных Штатов Дональд Трамп подписал указ о приостановке продажи Турции истребителей F-35 как минимум до 1 ноября. До того дня Государственный департамент и Пентагон подготовят совместный отчет о военном сотрудничестве между Россией и Турцией.

«Мы четко дали понять Турции, что в случае, если они приобретут ракетные системы С-400, мы пересмотрим вопрос о включении в программу истребителей F-35, а также и о возможных будущих продажах других видов вооружения», - заявил официальный представитель госдепа Роберт Палладино.

Как пишет «Регнум», ранее американский генерал и главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Кертис Скапаротти призвал официальный Вашингтон отказаться от поставки самолетов F-35 в Турцию до тех пор, пока Анкара не закроет вопрос с покупкой российских С-400. Скапарротти заявил: «Вот мой лучший совет военного: Вашингтон не должен работать с союзниками, использующими системы российского производства, и не должен предоставлять им возможность летать на F-35. Особенно с теми, кто использует одни из самых передовых по технологическим возможностям системы ПВО».

«Мы знаем о желании Анкары усилить свои системы ПВО, однако покупка российских С-400 может создать значительные проблемы в оборонном сотрудничестве между Турцией и США. Мы пытаемся найти более подходящую для Анкары альтернативу для удовлетворения оборонных потребностей, но одновременно предупреждаем о последствиях приобретения российских ЗРС С-400. Мы продолжаем вести открытый диалог по этому вопросу и ранее уже подчеркивали важность оперативного согласования в рамках НАТО при закупке столь важных систем обороны», - заявил, в свою очередь, официальный представитель Пентагона Эрик Пахон.

Между тем, проблема истребителей F-35 имеет не только политическую, но и чисто техническую сторону. Как сообщает агентство «Регнум», стало известно о том, что администрация Дональда Трампа начала поиски альтернативных источников для изготовления деталей для F-35, которые сейчас производятся в Турции. Газета The Washington Post пишет, что главный производитель F-35, компания Lockheed Martin, ищет новых партнеров, у которых можно будет приобрести детали для истребителя. «Мы со своей стороны также несем ответственность за принятие необходимых мер», - сообщил неназванный представитель американской администрации.

Однако министр обороны Турции Хулуси Акар уверен в том, что страна получит требуемую партию американских истребителей. «Обучение наших пилотов и технического персонала в США продолжается. Мы ожидаем первую поставку F-35 в Малатью в ноябре. Пилоты и обслуживающий персонал обучаются в Соединенных Штатах. Подготовка необходимой инфраструктуры в Малатье завершена», - заявил министр, добавив, что страна полностью выполняет свои обязательства перед НАТО.

Продолжение следует

Надо сказать, что турецкая сторона не скрывает недовольства заигрыванием американцев с курдами. Так, 8 января Турция пошла на открытый демарш, отменив встречу прибывшего в Анкару советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона с президентом Эрдоганом буквально в последний момент. Турецкому лидеру очень не нравится, что Вашингтон в лице Болтона поставил Анкаре условие для вывода войск США: некий «пакт о ненападении на курдов». Выступая в парламенте, Эрдоган назвал это требование «серьезной ошибкой».

Между тем, эксперт-востоковед вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Уилл Тодман напоминает, что высокопоставленные представители американской администрации давно пытаются добиться от Турции гарантии неприкосновенности сирийских курдов, однако, скорее всего, им этого не удалось.

Помимо того, что Анкара считает курдов террористами, она преследует и вполне меркантильные цели. Так, Московский центр Карнеги пишет, что Эрдоган хочет сначала очистить территории вдоль границы от террористов (да-да, и от курдов тоже), затем вернуть туда беженцев, наводнивших Турцию, и речь прежде всего идет о лояльных Анкаре арабах. Но поскольку «сирийцам нельзя жить в палатках», зона безопасности должна быть застроена – естественно, Эрдоган видит здесь интерес для турецких строительных компаний, которые в перспективе получат огромные подряды. Для этого надо «всего лишь» выгнать курдов.

В свою очередь, «Независимая газета» со ссылкой на турецкую газету Yeni Șafak пишет о том, что курдские бойцы передают пленных боевиков ИГИЛ агентам ЦРУ, находящимся в Сирии, и те якобы допрашивают их и снабжают некоторых из них фальшивыми паспортами непонятно с какими целями. Сообщается также, что такие же действия в зоне ответственности курдских подразделений (а на самом деле – США) на северо-востоке Сирии практикуют британские, французские и израильские спецслужбы.

С другой стороны, сами турки тоже раздают свои паспорта жителям «пояса безопасности» (то есть оккупированных сирийских территорий), включая переселившихся туда беженцев. То есть частично подтверждается информация, изложенная Московским центром Карнеги. Фактически Турция установила там оккупационную администрацию, во главе которой стоят офицеры турецкой армии и спецслужб. Кроме того, «Независимая газета» сообщает, что боевикам протурецкой Свободной сирийской армии поручено сформировать и возглавить так называемую «свободную полицию».

«В школьные программы [оккупированных территорий севера Сирии] введено обязательное изучение турецкого языка. Власти Турции также изменили названия населенных пунктов, улиц и т.д. Практически везде вывешены турецкие флаги и портреты турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Анкара взяла под свой контроль жилищно-коммунальное хозяйство оккупированных населенных пунктов, а также их финансовую деятельность, телекоммуникационную сеть, почтовое обслуживание и здравоохранение», - пишет «НГ».

Между тем, Дамаск, несмотря на почти полное отсутствие контроля над указанными территориями, не намерен их дарить Турции. А советник по политическим и медийным вопросам в администрации президента Сирии Бусейна Шаабан утверждает, что Эрдоган хочет воссоздать Османскую империю, включив в нее сирийские территории. «У Турции есть амбиции оккупировать [сирийскую] территорию. Мы видим Эрдогана, который мечтает о воссоздании Османской империи. Но не думаю, что он способен это сделать, потому что наш народ готов защитить свою землю, свою независимость», - цитирует ТАСС госпожу Шаабан.

Эту информацию подтверждает американский новостной ресурс Homeland Security Today, который опубликовал интервью с так называемым «послом» ИГИЛ в Турции. В ходе пятичасовой беседы Абу Мансур аль-Магреби рассказал, как выполнял функции «дипломатического представителя» террористической организации в Турции. В настоящее время он находится в иракской тюрьме и ожидает приведения в исполнение смертного приговора, сообщает «Регнум» со ссылкой на американский первоисточник.

Утверждается, что Абу Мансур выполнял функцию должностного лица ИГИЛ на сирийской территории у турецкой границы. Он должен был осуществлять прием иностранных боевиков, которые направлялись в организацию через Турцию. В его обязанности также входило поддержание отношений с турецкой разведкой. По должности он был эмиром, то есть руководителем, и контролировал участок на границе близ городов Телль-Абьяд, Алеппо и Идлиб.

По информации Абу Мансура, в 2014 и 2015 годах в рядах террористической организации на территории Сирии было около 35 тыс. иностранцев. Кроме того, Абу Мансур регулярно встречался с представителями турецкой разведки MIT и военной разведки. По его словам, между турецкими спецслужбами и ИГИЛ были договоренности о пограничных коридорах для доставки раненых боевиков в Турцию на лечение.

«Посол» джихадистов рассказал об интересах Турции в регионе: контроль над всей северной Сирией, от Кесаба (Кассаба), армянского городка в провинции Латакия, до иракского Мосула. В ходе встреч с турками шли разговоры о восстановлении Османской империи, утверждает Абу Мансур. Как пишет «Регнум», интервью объясняет, почему Турция не дает согласия на крупномасштабную операцию сирийской армии против террористов в Идлибе. «Есть все основания полагать, что турки просто не хотят отдавать захваченную сирийскую территорию», - полагает издание.

Сирийская армия, между тем, не дремлет. По сообщению государственного агентства SANA, 9 марта правительственные войска нанесли удары по позициям террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» на востоке Идлиба. А российские Военно-космические силы разбомбили там же склады боеприпасов этой банды, сообщает РБК.

Наверное, завершить эту публикацию традиционным выводом не получится. Несмотря на то, что сегодняшняя ситуация в Сирии радикально отличается от того, что было восемь или пять лет назад, пока нет оснований говорить о приближении развязки. К сожалению, нам предстоит увидеть еще много чего вокруг этой страны.

Часть 1

Читайте также:

Трагедия сирийской «весны». Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

«Арабская весна» - крупнейший региональный провал современности. Часть 1 / Часть 2 / Часть 3 / Часть 4

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG