Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Пока драма вокруг пожара в Нотр-Дам де Пари понемногу утихает, самое время узнать нечто еще менее приятное. Как сообщает европейская пресса, с начала нынешнего года участились случаи осквернения церквей вандалами. Только в первой половине февраля было зафиксировано пять подобных инцидентов в различных регионах Франции, включая столичный.

17 марта был совершен поджог второго по величине парижского Собора Сен-Сюльпис, в котором, кстати, пройдет пасхальная месса 21 апреля – вместо Нотр-Дам, разумеется. Так вот, ровно месяц назад в великолепном храме, что недалеко от Люксембургского сада, неизвестные попытались поджечь массивную входную дверь, когда внутри проходил концерт органной музыки.

«В поджоге как причине происшедшего у полиции сомнений не возникло: пламя сначала охватило кучу тряпок, брошенных у дубовой двери, потом перекинулось на нее. Сгорели дверь и лестница, пострадал витраж», - пишет «Московский комсомолец». Виновные до сих пор не найдены.

Ранее в соборе Нотр-Дам де Дижон неизвестный разгромил хоры, открыл дарохранительницу и разбросал Святые Дары. В храме Нотр-Дам-дез-Анфан в городе Ним тоже была поругана дарохранительница, испорчены предметы религиозного культа, а на стене нарисовали крест экскрементами. И много других примеров такого рода – например, в парижском пригороде Сен-Дени 5 марта.

Ситуация дошла до того, что пришлось вмешаться премьер-министру Франции Эдуарду Филиппу, по словам которого, «власти страны очень серьезно воспринимают проблему». Как передает EuroNews, в 2018 году во Франции было зафиксировано около 1060 случаев осквернения мест христианского культа.

Однако проблема существует не только во Франции. Только в марте в Германии были осквернены четыре христианские церкви. Но что плохо, сетует американский консервативный «мозговой центр» Gatestone Institute, немецкая полиция и пресса сознательно скрывают этнорелигиозное происхождение злоумышленников, а если где-то указывается, что они из мусульманских стран, их тут же «нарекают» сумасшедшими одиночками и призывают «не политизировать».

К ноябрю 2017 года на юге Германии были атакованы около 200 церквей, в которых сломаны кресты. А перед Рождеством 2016 года в земле Северный Рейн-Вестфалия были разбиты около 50 христианских статуй, в том числе распятий. По данным цитируемого источника, во Франции к январю 2017 года количество атак местных исламистов на христианских верующих возросло на 38%: с 273 в 2015 году до 376 в 2016-м.

Кроме того, аналогичные акты вандализма были зафиксированы в Испании в ноябре 2015 года и сентябре 2016 года; в Италии в январе 2015-го, в октябре 2016 года и в мае 2017 года. Наконец, для убедительности свежая новость из Нью-Йорка. Вечером 17 апреля на Манхэттене полиция задержала неизвестного мужчину, который пытался пронести на территорию церкви Святого Патрика емкости с горючим. Подробности выясняются.

Итак, проблема существует и с каждым днем обостряется. Нельзя ее «не замечать» или приуменьшать. Если пожар в Нотр-Дам де Пари еще можно списать на технические причины, что же мы скажем о поджоге Сен-Сюльпис? А потом европейские политики снова будут заламывать руки при очередном чудовищном теракте наподобие парижского 13 ноября 2015 года или брюссельского 22 марта 2016 года? Они снова «не расслышат» возгласов исламиста, как это было во время теракта в Ницце 14 июля 2016 года?

Зачем вообще европейские политики делают вид, что проблема в «сумасшедших одиночках», если они 8 лет назад уже признали провал политики мультикультурализма? Умиротворение агрессора, будь он внешним или внутренним, никогда не вело к миру.

Обожженное сердце Парижа

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Никогда не думал, что мне доведется написать текст о пожаре. Но вот такой драматический день настал: вечером 15 апреля в Соборе Парижской Богоматери начался сильный пожар, который удалось потушить лишь к утру. Картина была ужасающей, но последствия оказались не такими катастрофическими, как казалось в первые часы.

Сгорели массивные деревянные перекрытия между каменным сводом и крышей, а также сама крыша. Полностью сгорел и обрушился шпиль, надстроенный в XIX веке (поэтому многие говорят, что его «не сильно жалко», т.к. нетрудно восстановить). Но несущие стены, знаменитые северные башни над главным входом, каменный свод – в целом весь каркас здания устоял. Я позволю себе процитировать один материал, увиденный мной в Facebook.

«Готические конструкции продуманы гениально – нагрузки в них распределены по узловым точкам, но именно для них огонь страшнее всего: хрупкий известняк крошится от высоких температур, и вся структура теряет прочность именно в узлах. Поэтому долгое время пожарные не были уверены, что собор удастся спасти», - говорится в материале.

С другой стороны, отмечается в тексте, пожарные не тушили огонь на крыше, а охлаждали стены и опоры – аркбутаны и контрфорсы, чтобы сохранить каркас. «Ждали, пока прогорит дерево, и надеялись, что своды все-таки устоят. Потому что наверху нет стоков для воды, и влить туда несколько тонн жидкости означало бы гарантированно обрушить своды и полностью погубить собор. Готические арки держатся силой собственной тяжести, выбить замковый камень – рухнет всё. Пожарные молодцы и настоящие профессионалы, всё сделали очень грамотно», - сообщают нам в социальной сети.

И самое главное, что удалось спасти, - это уникальные экспонаты. Благодаря усилиям пожарных уцелел Терновый венец Христа, туника короля Людовика Святого и другие бесценные предметы. Спасено содержимое сокровищницы. Сохранился уникальный витраж Собора, хотя есть повреждения. Алтарь и алтарный крест на месте. Все три органа, включая самый большой и старый, с восемью тысячами труб, уцелели, несмотря на мрачные прогнозы (его потеря была бы скорее всего безвозвратной и гораздо более трагичной, чем шпиль или крыша).

Сразу после начала пожара парижская прокуратура начала расследование. На данный момент, по данным французской прессы, версия поджога официально не рассматривается (к этому вопросу я еще вернусь). Наиболее вероятной причиной считается проблема с электричеством – то ли короткое замыкание, то ли неисправная проводка, пишет газета Le Parisien.

Что же дальше? Несмотря на достаточно оптимистические оценки сохранности Собора и его внутреннего убранства, ущерб колоссальный. По некоторым подсчетам, на полное восстановление может уйти десять лет, хотя президент Эмманюэль Макрон пообещал ускорить процесс до пяти лет. Однако всё это перекрывается небывалой солидарностью людей и стран! Едва погасло пламя на крыше Нотр-Дам, как французские власти заявили о начале сбора средств для восстановления жемчужины Парижа, Франции и всего мира. Мэрия столицы выделит на это 50 млн. евро. Администрация региона Иль-де-Франс даст еще 10 млн.

На данный момент известно, что сумма пожертвований от граждан превысила 136 млн. евро. Несколько крупнейших французских компаний заявили о перечислении огромных сумм: L’Oréal и Louis Vuitton – по 200 млн. евро, Total – 100 млн. евро. Американский гигант Apple также сообщил о намерении выделить помощь. Кроме того, в самих Соединенных Штатах начался сбор средств от граждан. Сейчас пресса сообщает, что общая сумма всех пожертвований со всего мира приближается к миллиарду евро (я уверен, что уже больше). Наконец, роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» возглавил список бестселлеров на Amazon.

Всё это прекрасно и внушает надежду. Но есть более зловещие сигналы…

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG