Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

15 апреля гражданская оппозиция Судана обратилась к жителям страны с призывом сплотиться и потребовать ухода временного Военного совета во имя «спасения революции». Военные не уступают, но силу не применяют; гражданские не отступают и требуют немедленного привлечения Омара аль-Башира и его окружения к ответственности.

Как сообщает «Коммерсант», ранее гражданская оппозиция и Военный совет делегировали своих представителей для обсуждения сложившейся обстановки. Среди требований оппозиции значилось освобождение политических заключенных, справедливое судебное разбирательство над теми, кто был замешан в кровопролитии в ходе протестных выступлений, и привлечение к суду тех, кто причастен к коррупции.

Что интересно, оппозиция требует немедленной передачи власти гражданским лицам, и военные готовы это обсуждать. «Мы хотим создать гражданское государство, основанное на свободе, справедливости и демократии», - сообщает агентство France Presse со ссылкой на одного из членов Военного совета, генерал-лейтенанта Ясира аль-Ата. Люди в погонах даже предложили назначить премьер-министром независимую фигуру.

Сам председатель Совета Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил, что этот временный орган в течение недели рассмотрит все представленные предложения о передаче власти гражданским структурам и завершении переходного периода. «Нам представили около 100 различных видений переходного периода, - сказал генерал, на которого ссылается ТАСС. – Мы их рассмотрим в течение недели. Однако если эти силы выработают единое видение, мы будем готовы незамедлительно передать власть».

Аль-Бурхан добавил, что Военный совет не питает симпатий ни к одной из сторон в нынешней политической ситуации. «На данном этапе мы предпочитаем, чтобы было сформировано правительство технократов», - заявил он и сообщил, что вся верхушка бывшего режима Судана отправлена в тюрьму, банковские счета ее представителей заморожены, а политзаключенные уже выпущены на свободу (то есть это положительный ответ на одно из вышеприведенных требований гражданской оппозиции).

Кроме того, передает ТАСС со ссылкой на заявление аль-Бурхана, в прокуратуре Судана появится новый отдел по борьбе с коррупцией, который займется делами представителей режима аль-Башира, подозреваемых в растратах, отмывании денег и присвоении государственных средств. В ходе обыска в резиденции экс-президента обнаружено более 350 тыс. долларов США, около 7 млн. евро и 5 млрд. суданских фунтов (почти 105 млн. долларов).

Сейчас ситуация в Судане, несмотря на напряженность, приняла форму «сидячей» борьбы и относительно уравновешенного диалога, поэтому можно позволить себе немного отвлечься от содержания внутренних процессов и посмотреть на внешнюю обстановку. Например, Московский центр Карнеги обращает внимание на интересы США в Судане – точнее, задается вопросом, в обмен на что Вашингтон готов помочь Хартуму.

В повестке дня двустороннего комитета по расширению связей значатся шесть вопросов (правильнее будет сказать – требований США к Судану). Это разрыв связей Судана с Северной Кореей, расширение сотрудничества в борьбе с терроризмом, урегулирование внутренних конфликтов, расширение гуманитарного доступа, защита прав человека и рассмотрение неурегулированных юридических претензий, касающихся жертв терроризма.

Зато Китай не ставит никаких условий для развития диалога с Суданом, которому он списал 10-миллиардный долг и вложил примерно столько же в разработку своих проектов в африканской стране. А пока Саудовская Аравия и Арабские Эмираты выразили готовность выделить Судану помощь в размере 3 млрд. долларов. В общем, могло бы показаться, что это какой-то аттракцион невиданной щедрости и арабской солидарности, но на самом деле аравийские монархии очень хотят, чтобы Судан продолжил воевать в Йемене против хуситов (кстати, временный Военный совет уже гарантировал продолжение).

Между тем, наш старый знакомый Тьерри Мейсан совсем не склонен романтизировать суданскую революцию и даже не считает ее революцией как таковой. Он разоблачает двойную игру Запада с Омаром аль-Баширом, которого называли диктатором, но постоянно вовлекали во всякие сомнительные региональные игры против Китая. В частности, гражданская война была развязана с целью пресечь добычу нефти китайцами. Строго говоря, отделение Южного Судана в 2011 году тоже преследовало цель лишить нефти не столько Хартум, сколько Пекин, поскольку именно китайские компании занимались добычей «черного золота».

«В последнее время Судан получил от Катара миллиард долларов за снятие с должности главы миссии Лиги арабских стран по Сирии, который развенчивал западную пропаганду о «революции» против президента Асада. Начиная с 2015 года, он [Судан] направлял войска, в составе которых были несовершеннолетние от 14 до 17 лет, в Йемен для борьбы против шиитских повстанцев Хути [хуситы] под совместным саудовско-израильским командованием», - пишет французский политолог.

В заключение эксперт по Ближнему Востоку призывает не сравнивать ситуации в Судане с ситуациями в Алжире, стране с высоким уровнем образования, и Ливии, где военная операция НАТО привела к фактическому расколу на племенные образования.

Однако я всё равно вынужден провести такое сравнение, поскольку описываемые процессы позволяют думать, что трансформация огромного пространства от Магриба до Персидского залива слишком далека от завершения. Но об этом в следующем материале.

Часть 1

Арабская весна 2.0: Алжир

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Большим сюрпризом нынешней весны стала новость из Судана об отстранении и аресте, казалось, несменяемого президента Омара аль-Башира, который правил страной с 1989 года и сумел избежать судьбы Мубарака и Бен Али в 2011 году. Помимо отставки президента, произошел еще роспуск парламента и правительства – во всех случаях решающая роль, как тогда в Египте и сейчас в Алжире, принадлежит армии. Но ей вряд ли удастся надолго удержать власть.

11 апреля министр обороны Судана Авад бин Ауф в специальном обращении к нации сообщил о задержании аль-Башира и создании Военного совета на двухлетний переходный период, по завершении которого в стране состоятся выборы президента. Кроме того, приостановлено действие Конституции и введено чрезвычайное положение сроком на три месяца. При этом заявлено о сохранении добрососедских отношений с другими странами.

Между тем, события в стране развиваются отнюдь не по линейному сценарию «засидевшегося диктатора свергает суровая, но справедливая армия-освободительница». В Судане с 2011 года продолжается экономический кризис, вызванный, среди прочего, отпадением Южного Судана и потерей нефтяных месторождений. Ситуация постоянно ухудшалась, и в декабре 2018 года начались постоянные акции протеста, которые поначалу носили экономический характер, но затем переросли в требования об отставке Омара аль-Башира.

Так вот, нелинейность сюжета заключается в том, что, кроме президента и армии, есть еще оппозиция, которая, как пишет газета «Коммерсант», требует передачи власти гражданскому правительству и отказывается прекращать протесты. Суданские профсоюзы возглавили гражданские акции и призвали суданский народ оставаться мобилизованным и продолжать сидячую забастовку за пределами штаба армии.

Доцент кафедры всеобщей истории РГГУ Сергей Серегичев считает, что армия и профсоюзы могут договориться и до разгона демонстрантов дело не дойдет. «У Судана уже был опыт, когда военные брали власть в руки сроком на год, а потом проходили выборы и управление переходило в руки гражданских властей. Самый вероятный сценарий, что будет сформировано техническое правительство, а военные будут осуществлять надзор и отвечать за вопросы безопасности», - сказал Серегичев «Коммерсанту».

Впрочем, даже такой мирный исход не решит главную проблему – экономическую. «Новым властям придется приложить усилия, чтобы найти кредиторов. Чтобы получить деньги, им придется взять на себя непростые финансовые и политические обязательства, которые будут касаться не только внутренней ситуации, но и внешнеполитической стратегии Хартума», - продолжает доцент РГГУ.

РБК при этом напоминает, что в конце февраля Омар аль-Башир отложил проведение через парламент поправок в Конституцию, разрешающих ему участвовать в президентских выборах в 2020 году. Он сам ввел на год режим ЧП, распустил правительство и призвал стороны сесть за стол переговоров. Однако 6 апреля в Хартуме началась сидячая забастовка, а военные пресекли попытки службы безопасности президента разогнать протестующих. Издание также напоминает, что в 2008 году Международный уголовный суд выдал ордер на арест аль-Башира по обвинению в геноциде в провинции Дарфур. Там разгорелся межэтнический и межрелигиозный конфликт, перешедший в противостояние между правительственными войсками и повстанцами, в том числе местными христианами, в геноциде которых и обвинили президента.

Итак, Омар аль-Башир свергнут и находится под домашним арестом; военные пока контролируют ситуацию, а народ рад уходу диктатора, но это само по себе не решит их социальных проблем, ведь причина протеста (удорожание хлеба, муки и топлива) всё еще не устранена. Военный совет при этом объявил, что судьбу экс-президента решит будущее правительство, которое, как мы помним, еще даже не сформировано.

Между тем, как сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на местные СМИ, за неделю, прошедшую после отстранения Омара аль-Башира, арестовано 200 человек, так или иначе связанных с опальным президентом. Среди них бывший спикер парламента Ибрагим Омар. Однако главным сюрпризом последних дней стало то, что и сам министр обороны Авад бин Ауф, возвестивший о смещении аль-Башира, предпочел уйти на пенсию, так же как начальник Национальной службы разведки и безопасности Салах Гош. Произошли отставки в Генеральной прокуратуре страны; сменилось руководство столичного региона Хартум.

С другой стороны, руководство временного Военного совета тоже когда-то входило в ближайшее окружение президента. Например, глава Совета Абдель Фаттах аль-Бурхан был назначен на должность начальника Генерального штаба, а его нынешний заместитель (в Совете) Мухаммед Хамдан Даклу руководил Силами быстрой поддержки (по сути, спецназ сил безопасности).

Интересна внешняя реакция на эти события. Поначалу западные страны поддержали требования гражданской оппозиции о полном отстранении военных и передаче власти гражданскому правительству. Однако дипломаты США, Великобритании и стран ЕС провели встречи с Мухаммедом Даклу, а «Ъ» со ссылкой на источники агентства France Presse в Госдепе США сообщает, что Вашингтон готов исключить Судан из списка государств, поддерживающих терроризм, если произойдут «коренные изменения» в политике новых властей Судана.

Временный Военный совет получил поддержку со стороны соседнего Египта, где, как известно, власть тоже взяли военные, отстранив в 2013 году «Братьев-мусульман». О желании помочь новым властям Судана заявили Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. Есть мнение, что именно эти три страны сыграли роль в отстранении аль-Башира. «Каир, Эр-Рияд и Абу-Даби могли подтолкнуть переворот в Судане и приход к власти лояльных им сил, опасаясь, что аль-Баширу все равно не удержаться у власти, а ему на смену придут неугодные им фигуры», - сказал «Коммерсанту» эксперт Российского совета по международным отношениям Кирилл Семенов. О готовности к взаимодействию с новыми властями Судана заявили также в Китае и России.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG